Газета «Городские Известия» № 4663 от 27 июля 2021

Куряне показали миру Морозко и Жанну д'Арк

Не первый год продолжается совместный проект Курского кинофонда и «ГИ», поведавший о многообразии кинематографических профессий и вкладе земляков в это кропотливое дело. Читатели узнали о титрах, что сложил курянин Николай Асеев для одного из лучших фильмов всех времен и народов – «Броненосца «Потемкин». О первопроходцах-операторах Юлии Куне, Льве Сокольском, Николае и Александре Ренковых. О многогранном композиторе Игоре Ефремове и рано смолкнувшем дирижере Вадиме Людвиковском… Очередной выпуск «Окна в кино» посвящен двум ярким художникам-постановщикам из курского края.

Ровно полвека назад, 3 августа 1971 года, в провансальской деревушке завершилась жизнь Григория Пожидаева – художника родом из Курской губернии, в эмиграции подписывавшего прозведения как George Pozhedaev или Georges de Pogedaieff. Наследие, согласно завещанию, было распродано в пользу местного общества защиты животных. Детство будущего мэтра прошло в отцовском имении Пожидаевке Щигровского уезда (кстати, ранее взрастившей еще одного замечательного мастера своего дела – инженера-изобретателя Владимира Шухова). Иллюстратор, декоратор, дизайнер костюма – все эти дарования Григорий Константинович впервые проявил в дореволюционной России, а развил на европейском уровне в эмиграции. Вынужденно (как бывший офицер царской армии) покинув родину в 1920 году, жил в Бессарабии, Румынии, Германии, Испании, Австрии и Франции. Но едва ли не самыми впечатляющими образами, созданными художником, остаются 62 портрета и эскизы костюмов для немого фильма 1928-го «Страсти Жанны д’Арк» – шедевр одного из величайших режиссеров всех эпох Карла Теодора Дрейера. Сколько бы раз с тех пор ни экранизировали в разных странах биографию народной героини, приблизиться к черно-белой немой версии по трагичности смог разве что Глеб Панфилов в «Начале», во многом очарованный магией Дрейера и актрисы Рене Жанны Фальконетти.

Еще на родине в 1917 году Пожидаев предстал не только художником, но и актером в лентах «Украденная юность», «Симфония безумия» и «Психея». Все эти работы сегодня известны разве что самым эрудированным историкам кино
 
Осенью 1927-го в галерее Шарпантье в Париже Григорий Константинович поделился собственным видением истории об одной из культовых фигур для Франции – святой освободительницы Жанны д’Арк. «Чудесны его перевоплощения от иезуитов и солдат к Орлеанской Деве», – писала газета «Русское время». Его наработки использовал художник-постановщик запускающейся в производство исторической кинокартины Валентин Юго. Вот как вспоминал француз ту атмосферу съемок: «Особенно впечатляющим был день, когда при тусклом свете утра казни были отрезаны волосы героини. Электрики, машинисты сдерживали дыхание, и их глаза были полны слез. Фальконетти плакала. Тогда режиссер медленно подошел к героине, прикоснулся пальцами к ее слезам и поднес к губам». Дрейер вспоминал об этом так: «Я был вынужден почти наголо ее обрить, понимая, как это ужасно для женщины. Многие плакали, когда мы снимали эту сцену. Все, включая машинистов, стремились подарить ей цветы. Все, кроме меня. Так было нужно…».
Как отмечают историки кино, «Страсти Жанны д Арк» потрясают доныне. Дрейер не жалел средств и сил на достоверные декорации, но в кадре приметы XIV века почти не видны из-за приверженности постановщика к крупному и сверхкрупному плану. Режиссер даже приказал копать траншеи, нацеливая камеры операторов снизу вверх для пущего трагизма. Пригород Парижа оказался весь в ямах, Карл Дрейер получил от съемочной бригады прозвище «Карл Грюйер» в честь популярного сорта сыра с дырками. Среди страстных фанатов фильма – Сергей Эйзенштейн, Луис Бунюэль, Жан-Люк Годар, другие титаны кино. В восторге был и автор «Неуловимых мстителей» Эдмон Кеосаян. Вглядимся в жертвенную Ксанку: по-новому зазвучат слова героини о том, что ее «Жандаркой обозвали». Горькая правда о гибели Жанны, преданной средневековым духовенством, уже в XX столетии уязвила церковников, и те стали всячески препятствовать прокату фильма. По шедевру ударили и пожары, уничтожившие оригинал и качественную копию пленки. Но не только рукописи не горят.
В 1981 году едва ли не весь рабочий материал Дрейера был случайно обнаружен в самом невероятном месте – среди тряпок, швабр и веников, в шкафу у уборщицы психиатрической больницы в Норвегии. Вроде бы это один из главврачей клиники пробовал лечить пациентов просмотром шедевров мирового кино.
Григорий Пожидаев в 1931 году был художником-постановщиком одного из первых фильмов-катастроф, красноречиво названного «Конец света» (режиссер Абель Ганс). Картина снята по роману пропагандиста науки Камиля Фламмариона, именно с открытия астронома начинается картина.
К Земле приближается огромная комета, об этом узнает человечество, мир повергается в хаос, ловкий делец скупает по дешевке все акции. Власти лгут населению, что конец света отменяется. Но на обман «хозяева жизни» идут затем, чтобы провести последние дни в порочных утехах по принципу «Да гори оно все огнем».
Режиссер и художник обличали здесь продажных политиков, беспринципных бизнесменов, манипуляцию общественным сознанием. Но продюсеры, разглядев в отрицательных персонажах самих себя, урезали ленту более чем вполовину, а американские прокатчики – и того беспощаднее. И Григорий Анатольевич заявил, что работа в кино становится каторжной, здесь надо лишь выполнять чужие указания, не мечтая о свободе творчества.
Пожидаев выбрал жанр иллюстрации, создал цикл рисунков по Апокалипсису. В годы Второй мировой нарисовал трехглазое чудовище с барабаном с человеческими костями вместо палочек. В ту пору сын курского дворянина создал фамильный герб с латинским девизом: «Они не умеют жить, но умеют умирать». Но оккупацию каким-то чудом пережил, и вот уже президент вручил ему орден Почетного легиона за заслуги в искусстве. Так земляк, вослед Вячеславу Шварцу, стал вторым курским художником, удостоенным этой знаменитой награды.
Однажды журналист, приехав к Пожидаеву в тихую деревеньку брать интервью, приметил возле дома, в поле, невесть откуда взявшуюся конуру. «А это я сделал, – сказал Пожидаев. – Тут собак много, будет куда им укрыться от непогоды». Один из питомцев носил русскую кличку Милый. Уже после войны пес погиб. Григорий Анатольевич посвятил другу поэму «Четыре ветра» со словами: «У моей души будут глаза, которые увидят тебя, руки, которые будут тебя гладить, и колени, в которые ты можешь уткнуться»…

«Нет, не прынцесса. Королевна!»

В 1928 году в Курской области (точнее  в Центрально-Черноземной, но на территории нашего региона) родился Евгений Галей – художник кино и детских книг. Пусть имя его сегодня не на слуху, зато работы знает каждый. Прежде всего, это иллюстрации к сказке Джанни Родари о Чиполлино (настолько точные, что их взяла на вооружение кондитерская промышленность, выпускавшая лимонные дольки) и к пособию для юных художников «Человечек на стене» Адольфа Воловика.
В кинематографе выпускник ВГИКа создал как художник-постановщик невероятные чудеса в любимых с детства картинах. Любопытно, что после «Новых похождений Кота в сапогах» (1958) и «Гиперболоида инженера Гарина» (1965) другими командами были сняты цветные римейки (соответственно «Веселое сновидение, или Смех и слезы» и «Крах инженера Гарина»), но более старые версии доныне воспринимаются как минимум не слабее. Среди работ Евгения Михайловича – фильмы для малышей (Марья Искусница», «Волшебный голос Джельсомино») и подростков («Дубравка»), авантюрный мюзикл «12 стульев», драмы: спортивная «Парашютисты», семейная «Мужской разговор», военные «Приказ: огонь не открывать» и «Приказ: перейти границу». Но вершиной его дарования стал, конечно, фильм, обретший без преувеличения всемирную известность, – «Морозко» (1964). Долго можно перечислять членов съемочной бригады во главе с прославленным режиссером Александром Роу, но труд художника несложно разглядеть с первых кадров.
Даже детям понятно, как скромный голубенький сарафанчик Настеньки (актриса Наталья Седых) контрастирует с одеянием «королевны» Марфушеньки-душеньки в исполнении Инны Чуриковой. Нарядов у любимой маменькиной дочки много, но все они какие-то грязные, узоры аляповатые, фасон рыхлый, а грим откровенно комичен. Вглядимся и в свадебные одежды главных героев: художнику удалось ненавязчиво устроить «перекличку» между красным бархатным, со шнуром, жемчугом и «самоцветами» кафтаном Иванушки и голубым полушубком Настеньки, ее розовым сарафаном и голубым кафтаном.
Насколько можно судить по наброскам, Настеньку предполагалось к финалу облачить еще величественнее: в солидную длинную шубу, крытую красной тканью, с серо-голубой меховой опушкой и рукавами до пола с разрезом. Кстати, подлинные костюмы героев из собрания киностудии имени Максима Горького выставляются с неизменным успехом среди посетителей таких экспозиций.
К сожалению, о жизненном пути мастера пока известно немного: в скупых строках справочников – ни даты ухода из жизни, ни фотографии. «ГИ» не оставляют попыток восстановить вехи жизни выдающегося земляка.

Без художника и «кина не будет»

Для тех, кто смотрит на кино глазами творца, а не зрителя, профессия художника – одна из важнейших в создании фильма, ведь он творит весь предметный мир, в котором действуют герои. Их всегда ценят режиссеры. Так, Александр Митта заметил: «Никто точно не знает, чем занимается художник-постановщик, потому что он может не уметь рисовать, может не уметь строить и еще много чего, но в то же время уметь что-то такое, благодаря чему он пригодится в кино». Недаром его труд ценится наравне с режиссерским и операторским, с которыми создает в подготовительном периоде серию набросков, определяющих стиль будущей киноленты, его цветовую гамму в соответствии с жанром. Без этих эскизов невозможно ни построить декорации, ни выбрать натуру, ни решить мизансцены, ни удивить игрой света и теней.
«Он и архитектор, и живописец, и прикладник, и администратор-хозяйственник. Он должен знать все ремесла. Он должен не хуже оператора знать технику освещения, технику операторской работы, в частности, свойства оптики. Не хуже режиссера он должен знать стиль исторической эпохи, отобразить которую стремится та или иная картина» – отмечали советские мастера кино в 1930 году. Чуть позднее в Голливуде, при съемках легендарных «Унесенных ветром», режиссер настолько оценил вклад коллеги, что впервые назвал его не просто художником, а художником-постановщиком, «Production Designer?».
Увы, к художнику кино едва ли когда-либо придет шумная слава. Более того, вне узкого круга избранных его имя может вообще не прозвучать, если он не преуспевает в других видах изобразительного искусства или не осваивает ремесло актера, режиссера. Среди подобных исключений – выдающийся мастер Александр Адабашьян. Зрители знают его по бессмертному «Овсянка, сэр!» или по отрезанной голове писателя Берлиоза, и единицы восхищаются уникальным изобразительным миром ранних михалковских картин «Свой среди чужих…», «Неоконченная пьеса…», «Раба любви», «Обломов», «Родня»… А ведь почти каждая мелочь, от треснувшего стекла за спиной у персонажа Юрия Богатырева до омлета в мусорном ведре у героини Светланы Крючковой, придумана Александром Артемовичем. «Задача художника-постановщика – создать уникальный визуальный мир фильма, который может принадлежать только героям этой картины. И в то же время работа художника и оператора не должна бросаться в глаза зрителям, иначе это будет плохая картина. Для режиссера весомая оплеуха, когда фильм награждают призом за изображение и не дают главный приз. Художник и оператор должны работать на общий результат, – поясняет мастер. – Разница между кино и театром состоит в том, что в театре вы смотрите, а в кино вам показывают. Поэтому декорация в кино нужна для того, чтобы снимать в ней, а не чтобы снимать ее. Это одна из самых важных вещей, которые я понял, когда начал работать на съемочной площадке».
 

Автор: Павел РЫЖКОВ

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * 74555a3a21f81797540b071c8f3f25fe

Действие

Последние новости Курск

20/11/2021 На Театральной площади Курска начали сооружать каток
На Театральной площади начались работы по сооружению катка.

20/11/2021 В Курске проходит форум «Цех»
Он продлится два дня – 20 и 21 ноября. В связи с эпидемиологической обстановкой форум пройдет онлайн.

20/11/2021 В Курске прошел I региональный онлайн-форум «Особое детство. Помогаем вместе»
Мероприятие приурочили к Всероссийскому Дню правовой помощи детям, который в этом году отметили 19 ноября.

20/11/2021 Коронавирус унес жизни еще шести курян
Еще шесть курян скончались от последствий коронавируса. Такие данные на 20 ноября приводит оперштаб.

20/11/2021 За сутки в Курске ковид выявили у 214 человек
В Курской области по результатам ПЦР-тестирования коронавирус подтвердился у 345 человек, из них в столице региона – 214 случаев.

20/11/2021 На «Большой перемене» награды завоевали четверо курских студентов
В Нижнем Новгороде завершается «Большая перемена» для студентов 2-4 курсов колледжей и техникумов. Сразу четыре представителя нашей области завоевали награды.

20/11/2021 В курскую ОКБ закупят оборудование на 100 млн рублей
100 млн рублей потратят на покупку двух высокотехнологичных аппаратов для курской областной клинической больницы. Сообщение об этом появилось в официальном телеграм-канале правительства РФ.

20/11/2021 В Курске 20 ноября порывы ветра могут достигать 22 м/с
ГУ МЧС по Курской области предупреждает горожан о неблагоприятных погодных условиях. Сегодня в областном центре порывы ветра увеличатся и могут достигать 22 мс.

20/11/2021 В Курске пройдет урок этикета
Сегодня, 20 ноября, в Курском литературном музее пройдет тренинг «Этикет в системе ценностей». Проводит занятия научный сотрудник Людмила Сахарова.

19/11/2021 Курские студенты успевают присоединиться к экоквесту «Разделяй с нами»
Всероссийский студенческий экологический квест «Разделяй с нами» среди высших учебных заведений стартовал 25 октября и продлится до 25 февраля 2022 года.