Все статьи номера (4527)

Власть

Культура

Новости

Актуально

Здоровье

Спорт

Закон есть закон

Курский предприниматель

Транспорт

В городе моем



Статистика посещений
сайта газеты за сутки:

просмотров
посетителей:
*по данным сервиса http://www.liveinternet.ru/
Газета «Городские Известия» № 4527 от 12 сентября 2020

Любовь в слове

Учитель русского языка и литературы лицея №21 Юлия Мальцева любит профессию, русский язык, слово и старается поделиться этим чувством с учениками. А помогают в этом педагогу собственные методики, основанные на герменевтике. Об удивительной науке и о том, как заинтересовать детей на уроке, учитель рассказала корреспонденту «ГИ».

Юлия Викторовна призналась, что с детства любит книги. Читать научилась уже в три года.
– Папа Виктор Николаевич рано привил эту любовь, за что ему огромное спасибо, – поделилась педагог.
Наша героиня взахлеб читала детективы Агаты Кристи, современную и даже сложную для детского понимания классическую литературу. Время с книгой пролетало незаметно.
– А мнение, что учителя русского языка много читают – миф. Сейчас на это мало времени, – отметила Юлия Викторовна.
В школе курянка еще больше влюбилась в слово благодаря преподавателю русского языка и литературы Елене Юрьевне Ефремовой.
– Только учитель с большой буквы может воодушевить, задеть за живое, после чего захочется пойти по его стопам, – продолжила курянка.
После окончания вуза девушка десять лет проработала в сельской малокомплектной школе, которая находилась в 40 километрах от Курска. Каждый день учитель тратила по 1,5 часа на дорогу туда и обратно. Но расстояния не пугали – работа была любимой. Школу закрыли и Юлия Викторовна перешла в лицей, где трудится уже шесть лет.

Герменевтика раскрывает суть

Юлия Мальцева рассказала об истоках методики, которая помогает ей заинтересовать учеников:
– Несколько лет назад, когда был создан мой сайт sesony.ru, получила письмо от учителя биологии из другого города с просьбой разместить статью. Там впервые увидела слово «герменевтика». Заинтересовалась.
Учитель увлеклась трудами литературоведа, исследователя языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа Михаила Бахтина. После изучения науки и трудов русского философа курянка выстроила собственную методику преподавания под лозунгом «Текст как способ познания самого себя».
– Обсуждая с детьми Родиона Раскольникова, выстраивали схему: лицо – личность – лик. Когда Раскольников теряет личность, когда совершает преступление, меняется ли его лицо? При обсуждении образа Андрея Болконского представляли ступени вверх: сначала герой жаждал славы, потом стал обретать себя, а перед смертью наконец понял, что важно в жизни.
С таким подходом дети «примеряют» образы героев на себя, осмысляют свои действия, ищут способы решения проблем и изменения недостатков в себе.
То есть читатель на уроке литературы проходит путь от понимания текста к пониманию себя, входит в герменевтический круг. В помощь ему – произведения живописи. Работа над пониманием любого сложного текста благодаря визуальным трамплинам упрощается – возникает эмоциональный отклик и активизируется воображение.
– Выпускники признаются: уроки литературы были больше, чем уроки, это – попытки познания себя, поиск смысла. Это куда важнее, чем бездумно зазубрить правило, – отметила Юлия Викторовна
Главное, чтобы после урока ученик вышел наполненным смыслом. Если он захочет что-то перечитать, задумается, правильно ли поступил, что обидел друга или нагрубил маме, то задача достигнута. Слово может ранить, а может воодушевить, воспитать настоящим человеком.

О конкурсах  и восприятии мира

Еще во времена преподавания в сельской школе Юлия Мальцева    участвовала в конкурсе «Учитель года». Тогда курянка получила специальный приз за творческий подход. А через год работы в лицее удостоилась второго места в профессиональном испытании «Самый классный классный».
В 2019 году Юлия Викторовна победила на городском этапе конкурса «Учитель года», а затем стала лучшей  на региональном и представляла область на всероссийском уровне в Грозном.
– Каждый учитель отличается от другого – методикой преподавания, харизмой. Конечно, нужна смелость, чтобы публично рассказать о своих наработках, преодолеть этот страх быть непонятым, – поделилась Юлия Викторовна. – Но главное – оставаться собой и делать то, что ты любишь.
Педагог обожает творчество Булата Окуджавы. Использование его поэтических отрывков в профессиональных испытаниях – в написании эссе, на открытых уроках – впечатлило членов жюри городского и регионального конкурсов.
Но труднее всего было на всероссийском этапе. Предстояло провести урок по «Медному всаднику» Александра Пушкина.
– Боялась, что может возникнуть непонимание из-за разницы в культуре, восприятии мира. Но все прошло замечательно, – поделилась Юлия Викторовна.
Еще она побывала на уроках коллег. И была впечатлена.
– Это удивительно творческие, талантливые люди. Когда их слушаешь, понимаешь, не стать победителем здесь – это нормально, – пояснила педагог.
Курянка не вошла в число 15 призеров, но получила специальный приз от всероссийской ассоциации словесников – за профессиональное владение живым русским языком.
В этом году Юлия Викторовна стала обладателем президентского гранта – «Лучшие учителя России», который послужит развитию новых проектов и реализации идей. А их у талантливого учителя немало.

Неправильных ответов не бывает

Юлия Мальцева поделилась еще одним педагогическим приемом. По ее мнению, понять текст произведения помогает нахождение в нем странностей.
 – Странным будет и пространство урока, например, работа в камере-обскуре, – пояснила учитель. – Странными будут сравнения и аналогии: сравниваем слово поэта Пушкина со словом поэта Окуджавы о поэте Пушкине, сравниваем два, казалось бы, несравнимых произведения: «Сказку о рыбаке и рыбке» с поэмой «Медный всадник». Но именно с нахождения странностей начинается освоение ребенком цельного смыслового пространства, исчезает страх непонимания или неправильного понимания текста. И быть неправильных ответов сегодня не может.

СПРАВКА «ГИ»

Герменевтика – искусство толкования, теория интерпретации и понимания текстов, в том числе текстов классической древности; направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * 2fe60f3211c29df6f810074cfb3fc8fa

Действие

Последние новости Курск

20/11/2021 На Театральной площади Курска начали сооружать каток
На Театральной площади начались работы по сооружению катка.

20/11/2021 В Курске проходит форум «Цех»
Он продлится два дня – 20 и 21 ноября. В связи с эпидемиологической обстановкой форум пройдет онлайн.

20/11/2021 В Курске прошел I региональный онлайн-форум «Особое детство. Помогаем вместе»
Мероприятие приурочили к Всероссийскому Дню правовой помощи детям, который в этом году отметили 19 ноября.

20/11/2021 Коронавирус унес жизни еще шести курян
Еще шесть курян скончались от последствий коронавируса. Такие данные на 20 ноября приводит оперштаб.

20/11/2021 За сутки в Курске ковид выявили у 214 человек
В Курской области по результатам ПЦР-тестирования коронавирус подтвердился у 345 человек, из них в столице региона – 214 случаев.

20/11/2021 На «Большой перемене» награды завоевали четверо курских студентов
В Нижнем Новгороде завершается «Большая перемена» для студентов 2-4 курсов колледжей и техникумов. Сразу четыре представителя нашей области завоевали награды.

20/11/2021 В курскую ОКБ закупят оборудование на 100 млн рублей
100 млн рублей потратят на покупку двух высокотехнологичных аппаратов для курской областной клинической больницы. Сообщение об этом появилось в официальном телеграм-канале правительства РФ.

20/11/2021 В Курске 20 ноября порывы ветра могут достигать 22 м/с
ГУ МЧС по Курской области предупреждает горожан о неблагоприятных погодных условиях. Сегодня в областном центре порывы ветра увеличатся и могут достигать 22 мс.

20/11/2021 В Курске пройдет урок этикета
Сегодня, 20 ноября, в Курском литературном музее пройдет тренинг «Этикет в системе ценностей». Проводит занятия научный сотрудник Людмила Сахарова.

19/11/2021 Курские студенты успевают присоединиться к экоквесту «Разделяй с нами»
Всероссийский студенческий экологический квест «Разделяй с нами» среди высших учебных заведений стартовал 25 октября и продлится до 25 февраля 2022 года.