Газета «Городские Известия» № 4038 от 20 июля 2017

Курские вузы. Меньше да лучше.

Выпускникам, еще не определившимся, куда поступать, будут небезынтересны результаты ежегодного мониторинга эффективности вузов, недавно опубликованные Минобрнауки. Прокомментировать данные рейтинга, а также осветить проблемы и перспективы развития высшего образования в нашем регионе «ГИ» попросили ректоров двух учебных заведений.

Из более 20 учреждений высшего образования, действовавших несколько лет назад в соловьином крае,  к 2016 году, согласно мониторингу, осталось  8 вузов и 4  филиала.  Из них: 6 –  федеральных,  1 принадлежит субъекту РФ, 1 –   общественной организации   и  4 – частным  лицам.

Не так давно ушел в небытие еще один крупный  объект сферы высшего образования – курский  филиал (РГСУ). Приказом от 16 февраля 2017 г. он ликвидирован с передачей имущественного комплекса и обязательств Курскому госуниверситету. Студенты  КИСО не пострадали: выпускники  сдали госэкзамены в  головном вузе в Москве, а остальные полторы тысячи  человек переведены в КГУ с сохранением  условий обучения, включая размер оплаты по договорам. В этом году ряды  КГУ пополнили также 800 студентов сельхозакадемии в связи с лишением аккредитации юридического и экономического факультетов. 
Сократилась и численность обучающихся по программам высшего образования. Если 5 лет назад в Курской области обучались 60 тыс. студентов, то сегодня мониторинг дает другую цифру –  44,4 тыс. человек (1% российского студенчества).

К чему ведут реформы?

Любая нестабильность порождает сомнения и массу вопросов. Что должны знать абитуриенты об изменениях в сфере высшего образования?
– Во-первых, речь не идет об ограничении доступности высшего образования, – утверждает ректор Курского государственного университета Александр Худин, – Ушла из образовательного пространства филиальная сеть Современной гуманитарной академии, которая реализовывала программы высшего образования в райцентрах. Какой головной вуз может гарантировать качество знаний в 200-300 филиалах? Были также институты дистанционного образования, размещенные в квартирах. Безусловно, от этих «злокачественных образований» надо было избавляться.
Что касается снижения численности студентов, то оно  вызвано не сокращением вузов, а рядом иных факторов. На спаде количества выпускников 11 классов сказалась демография. Кроме того, в школах проводится серьезная профориентационная работа, и последние 4 года более 50%  девятиклассников поступают в учреждения среднего профессионального образования, чтобы овладеть специальностями, востребованными рынком труда. Впоследствии они могут получить высшее образование, причем по ускоренной программе обучения.
Галина Окорокова, ректор Курского института менеджмента, экономики и бизнеса,   связывает начало реформ  в системе российского  высшего образования  с подписанием нашей страной Болонского соглашения, направленного на создание единого европейского образовательного пространства. 

Количество бюджетных мест в федеральных вузах Курска
по программам высшего образования

Наименование вуза

Прием 2016 год

Прием 2017 год

ЮЗГУ

873

1052

КГСХА

751

715

КГМУ

454

455

КГУ

1324

1181

 

–  Если раньше в вузах был специалитет, и только отдельные из них, например, медицинские, имели интернатуры, то сейчас все высшее образование стало двухуровневым и выпускает как бакалавров, так и магистров, – рассказывает Галина Павловна. –  Чтобы этот переход стал возможным, мы перевернули гигантский пласт работы. Все программы, все учебные пособия, все сопровождение учебного процесса  видоизменены с учетом того, чтобы бакалавр помимо теоретической части получил прикладные знания и навыки. В магистратуре, в отличие от специалитета,  студент два или два с половиной года  работает над своим персофицированным профилем под кураторством научного руководителя, и только небольшую часть занятий занимает работа в учебной группе. Чтобы прийти к этому, потребовалось перевернуть сознание преподавателей, сфокусировать их взгляд на актуальных потребностях современной жизни.

Куда пойти учиться?

Согласно мониторингу, подавляющее большинство курских студентов (82%) предпочло государственные вузы. В структуре востребованности профессий лидируют науки об обществе: экономика и управление, юриспруденция, социальная работа, сервис и туризм, философия, политология и другие. Их выбрали 35% обучающихся. Сфера здравоохранения привлекла 26% курских студентов, 18% готовятся стать  инженерами и технологами. 
Если профессии врача и агронома можно получить исключительно в профильных вузах, то у абитуриентов, мечтающих стать бухгалтером, юристом,  программистом, менеджером и т.д.,  есть возможность выбрать где учиться. В этом им может помочь мониторинг эффективности, в котором сосредоточена  информация о 770 государственных и негосударственных российских вузах. Рейтинг построен на анализе таких показателей работы учебных заведений, как образовательная, научно-исследовательская, международная, финансово-экономическая деятельность, зарплата преподавательского состава, трудоустройство выпускников, средний балл ЕГЭ поступивших на бюджет и обучающихся на коммерческой основе.
Так, в нашем городе наивысшие средние баллы ЕГЭ у бюджетников имеют КГМУ – 79,12, Финансовый институт при правительстве РФ – 70,10 и КГУ – 68,45.  Если этот показатель у государственного вуза близок к отметке 60 или опустился ниже ее, то учебное заведение рискует быть признанным неэффективным. Требования к знаниям претендентов на коммерческие места, безусловно, ниже. Однако государственные вузы и здесь собирают «сливки», заключая договоры на обучение только с абитуриентами, сдавшими ЕГЭ выше установленного  вузом минимума.
Востребованность выпускников вузов  на рынке труда оценивает Пенсионный фонд. Работодатели вносят в единую базу  данные дипломов об образовании  работников. Эта информация  вкупе с перечислением  пенсионных взносов дает картину,  сколько выпускников и каких именно вузов трудоустроены. Согласно рейтингу, заданную министерством минимальную планку по трудоустройству (70% выпускников) в Курске преодолели только  три вуза: КГУ, МЭБИК и Белгородский университет кооперации, экономики и права (данных по КГМУ нет). Самая высокая средняя заработная плата у преподавателей в частных вузах: РФЭИ и МЭБИК. А по затратам на научные исследования лидирует ЮЗГУ, причем его опережение исчисляется не в процентах: он тратит на науку в 2 – 6  раз больше других.

О перспективах

– КГУ оптимистично смотрит в будущее. Во всяком случае, сокращение контингента нам не грозит, – говорит Александр Худин, – Университет перешагнул 11-тысячный рубеж по численности обучающихся. В этом  году уходят  полторы тысячи выпускников, а набрать  мы планируем  не менее  трех тысяч, то есть в сентябре  вплотную приблизимся к  планке в 13 тыс. обучающихся.
Частные вузы, на долю которых в прошлом году в Курске приходилось 18% студентов,  находятся в более сложных условиях, но сдавать свои позиции не собираются.
– В советские годы образование было исключительно государственной прерогативой. У граждан сформировалось устойчивое мнение, что только государственные вузы дают хорошие знания, а частное образование априори считается второсортным, – говорит Галина Окорокова. – Но давайте посмотрим по сторонам: лучшие торговые центры  в нашей стране – частные, лучшие производственные предприятия – частные, лучших специалистов в той или иной области медицины мы ищем в частных клиниках, лучшие университеты мира: Гарвардский, Кембриджский, Оксфордский, Принстонский и другие – частные. Почему же в российском образовании должно быть по-другому? На заре своего создания коммерческие вузы быстро откликнулись на острую потребность молодой рыночной экономики в новых кадрах. Менеджеры, маркетологи, бухгалтеры, специалисты по связям с общественностью, логисты, юристы, экономисты, системные администраторы...  Не посягая на «чужую территорию», негосударственные  вузы  разработали и отшлифовали учебные программы для новых специальностей. А потом  государственные вузы открыли те же факультеты и отделения, причем не только с бюджетным финансированием, но и на платной основе.
Безусловно, лояльность государства в сфере высшего образования  привела к  тому, что появилось много псевдообразовательных учреждений,  преследовавших чисто стяжательские интересы.  Правильно, что система очистилась от  них.  В сегодняшнем мониторинге уже не 2,5 тысячи, а 770 участников. И процесс оптимизации продолжается. В отраслевых государственных вузах закрывают непрофильные программы (экономика, юриспруденция, маркетинг и т. д.), все без исключения  учебные заведения высшего профиля проходят сито по качеству образования.
– В этом отношении добросовестным представителям частного  сектора высшего образования бояться нечего, – говорит Галина Павловна, –  Да, нам тяжелее. Приходится  зарабатывать на налоги, аренду и содержание  здания, оборудование, зарплату преподавателям,  принимать  выпускников школ с менее высокими баллами по ЕГЭ,  а затем... делать так, чтобы эти ребята догнали и, возможно, опередили студентов госвузов. Иначе нельзя. На аккредитации, которая проходит раз в шесть лет,  скидок  не будет.