Все статьи номера (3829)

Власть

Культура

Новости

Актуально

Спорт

Деловой курьер



Статистика посещений
сайта газеты за сутки:

просмотров
посетителей:
*по данным сервиса http://www.liveinternet.ru/
Газета «Городские Известия» № 3829 от 19 марта 2016

Бежали на неделю, остались навсегда

Три летних платья, шорты, три футболки, кофточка для прохладных вечеров, пара босоножек, зонт... Собираясь в поездку на недельку-другую, они не предполагали, что навсегда покидают уютные дома и квартиры и что вещи, аккуратно сложенные в чемодан, останутся единственным имуществом из всего нажитого за длинную трудовую жизнь. «ГИ» узнали, как сложилась судьба украинских переселенцев, из-за боевых действий спешно выехавших в Россию без малого два года назад и сегодня проживающих в доме-интернате на Пучковке.

С лета 2014 года  интернат принял три потока украинских беженцев  –  в общей сложности 86 человек. Первыми гостями из ближнего зарубежья были молодые семьи с детьми, невероятно оживившие общество пожилых людей – постояльцев учреждения. Сейчас здесь находятся 20 бывших жителей Украины, в основном пенсионного и предпенсионного возраста.

Сотрудница дома-интерната Светлана познакомила меня с тремя женщинами из Украины,  совершенно разные судьбы которых неожиданно сошлись  под одним общим кровом.

Валентина Сергеевна из Первомайска

Город в Луганской области сейчас представляет собой сплошные руины.  70 из 80  тысяч человек, живших здесь до начала боевых действий, покинули его.  Массовое бегство  началось после 25 июня 2014 года, когда армия Украины открыла стрельбу по жилым домам. Те, кому некуда было ехать, надеялись  переждать боевые действия в укрытиях. 
После первого снаряда, разорвавшегося в дворе и убившего женщину, Валентина Сергеевна с соседями их многоэтажки вынесли из подвальных помещений хлам, который копился там годами, и оборудовали временные убежища. Старые диваны, металлические кровати с проржавевшей и кое-где порванной сеткой обрели новую жизнь.  Мебели на всех не хватало, поэтому спальные места сооружали из чего придется. Ложе Валентины  Сергеевны  представляло собой снятую с петель дверь на нескольких кирпичах. 
В центре подвального помещения, ставшего временным домом для восьми человек, стояло подобие тумбочки с  горящей свечой. Небольшой свечной запас  имелся в каждой семье на случай отключения электричества, но скоро он закончился, и, как в войну, люди зажгли масляный фитилек, который горел день и ночь.
В квартирах отключили воду, электричество, газ, не работали мобильные телефоны, кроме единственного оператора – «Киевстар». Немногочисленные горожане, оставшиеся в городе, вставали на рассвете и занимали очередь у колонки.  Напор воды был слабым – пятилитровая баклажка набиралась за  пять минут. Если начинали стрелять или в небе появлялись самолеты, длинная очередь рассыпалась, как порванная нитка бус, – кто-то падал на землю, кто-то бежал к подвалу, кто-то, устав от длительного ожидания и постоянного страха, отрешенно набирал воду.
Пищу готовили  сообща  – в одной кастрюле  на восемь человек. Под козырьком подъезда соорудили очаг из кирпичей и металлической решетки от старого холодильника. Первые дни питались сытно – мясом, крупами, овощами, принесенными   из квартир.  Постепенно рацион питания беднел, а пополнить его было нечем:  магазины в Первомайске  разбомбили в первые дни боевых действий. Единственным продовольственным обеспечением был хлеб, который подвозили на машинах  и выдавали по полбуханки на человека.  К концу третьей недели у обитателей подвала, в котором жила Валентина Сергеевна, на завтрак было по яйцу с помидором, на ужин – по пять яблочных оладьев.  Хлеб нарезали максимально ровно, раздавали по два кусочка.
На пригородных дачах созрели овощи и фрукты,  но каждая  поездка  туда была сопряжена с опасностью: по грядкам бродили голодные военные и рыскали огромные своры бездомных собак, которые, отчаявшись найти что-либо съестное, нападали на людей.
Валентина Сергеевна, измучившись и сильно исхудав за три недели подвальной жизни, решила во что бы ни стало выехать в Курск, где жил родной брат. 
Брат по интернету нашел нелегальное такси – ребят, которые зарабатывали тем, что под обстрелами доставляли до российской границы жителей, покидающих разрушенный город. Дорога до Белгорода, где Валентину Сергеевну встречали родственники, обошлась ей в восемь тысяч гривен – сумму, опустошившую ее бюджет.
Первое пристанище украинской женщины в России сильно отличалось от ее уютной однокомнатной квартиры в Первомайске.  Семья брата жила в небольшой курской двушке, поэтому  оставили   Валентину Сергеевну дожидаться окончания войны на  дачном участке.  Кто же предполагал, что она так затянется...
Брат с женой приезжали по выходным, привозили родственнице продукты, лекарства и самое необходимое, поскольку в деревне, где находилась дача, не было ни магазина, ни аптеки. Валентина Сергеевна страдала от одиночества в стареньком доме. Зимой, когда замело дороги и деревня оказалась недоступной ни для скорой, ни для другого транспорта, женщине стало совсем жутко. Нелегко приходилось и ее брату, который оставлял машину у трассы и несколько километров шел по глубокому снегу с увесистыми сумками.
Только через год беженку  привезли в дом-интернат на Пучковку, где она получила разрешение на временное проживание, а потом по ускоренной программе оформила российское гражданство. Валентина Сергеевна – пенсионер по инвалидности с 46 лет. Став гражданкой России,  она начала получать пенсию и обрела право на постоянное проживание в доме-интернате.
Волонтеры помогли Валентине Сергеевне с одеждой, снабдили бытовой техникой.  На тумбочке в ее комнате до самого марта стояла небольшая пластиковая  елка – после всего перенесенного уж очень хотелось продлить  ощущение праздника.
– Конечно, родственники в беде не оставят, но я всегда советую приезжающим из Украины: оформите свой статус, получите угол, где можно жить, и какие-никакие средства на существование, а потом уже гостите у родных, пока не надоест, – говорит сотрудница интерната Светлана.

Вера Михайловна из Луганской области

Вера Михайловна приехала из Луганской области в 2014 году. 18 июня она  вместе с 15-летним сыном благополучно пересекла границу, а уже на следующий день на таможне началась стрельба.
Вере Михайловне помог выехать в Россию  молодой руководитель курской строительной фирмы по имени Андрей.  Он возит в Луганск гуманитарную помощь на собственном микроавтобусе, а на обратном пути забирает беженцев.
Женщина с благодарностью вспоминает, что Андрей не только не взял денег за проезд, но еще и кормил их в дороге за свой счет. Добравшись в Курск в половине первого ночи, Андрей позвонил в интернат на Гоголя и осведомился, дадут ли вновь прибывшим что-нибудь съестное, а когда ему ответили, что только утром, повез пассажиров в круглосуточную пиццерию. На следующий день к Вере Михайловне пришла секретарша Андрея, чтобы составить список вещей, которые им необходимы.
Курский благотворитель стал крестным отцом Валеры, который теперь  занимается в школе мужества при храме «Вера, Надежда, Любовь». После окончания общеобразовательной школы Валера планирует поступить в колледж или училище, имеющее собственное  общежитие, чтобы как можно скорее получить профессию и начать зарабатывать на жизнь.
Вере Михайловне в августе исполнится 55 лет. Из-за возраста ей трудоустроиться не удалось, женщина подрабатывала, помогая   селянам управляться с огородами. Мама с сыном подали документы на получение российского гражданства и с оптимизмом смотрят в будущее. 

Евгения Михайловна из Мариуполя

В мае 2014 года новостные каналы сообщили о трагедии в Мариуполе,  когда были расстреляны в горящем здании УВД 52 милиционера, отказавшихся выполнять преступный приказ. Нацгвардия вела огонь по «бунтарям» из гранатометов, крупнокалиберных пулеметов и боевых машин десанта. Пострадали и  мирные горожане. 
– Мы жили в центре Мариуполя и почти два месяца наблюдали  безобразие, которое творилось на улицах, – рассказывает  Евгения Михайловна. – Стрельба. Мчащиеся танки давят прохожих.  Машины «скорой помощи» со свистом несутся к раненым, а по ним самим стреляют. Случалось, что украинские бандюги выкидывали из машин медиков, расстреливали их и разъезжали по городу под видом «скорой помощи». Сейчас на Мариупольском направлении фронта относительно спокойно, но сообщения о новых обстрелах не перестают поступать.
У Евгении Михайловны  с началом беспорядков давление подскакивало до 220-230. На медицинскую помощь рассчитывать не приходилось: «скорые» не справлялись с доставкой раненых. Родственники из Курской области настояли на отъезде, и 24 июня 2014 года Евгения Михайловна с 52-летней дочкой сели в поезд.
Остановившись у родных, они перевели дух и на следующий день пошли в МЧС, где получили направление в пункт временного размещения в школьном интернате на улице Гоголя. Там беженок ждали отдельная комната, бесплатное питание и благотворительная помощь. Мариупольцы выходили в город, осматривали его достопримечательности. Больше всего они любили бывать в парке, где  спокойно разговаривали между собой  сидящие на скамейках  мамы, бабушки и няни, лишь изредка бросая взгляды  на беззаботно играющих детей.
И в мирном городе к украинцам не раз возвращался леденящий душу  страх, пережитый  при  бомбежках и обстрелах: самолет пролетит ли над  интернатом, фейерверк ли устроят на Красной площади... 
Дом-интернат на Пучковке – третье, но не последнее место их пребывания.  Евгения Михайловна получает российскую пенсию, ее дочка полтора года работала кондуктором и тоже скоро станет пенсионеркой. Они решили снять в городе однокомнатную квартиру. 
– Хочется свободы: на свой вкус покупать продукты и готовить домашнюю пищу, выходить на улицу в любое удобное время и не волноваться,  выпишут тебе пропуск или нет,  – аргументирует  решение  Евгения Михайловна.
– Они активные, вполне здоровые. Почему же не попробовать жить самостоятельно? Не сложится, мы всегда готовы их принять обратно, – поддерживает  новых россиян Светлана.

Автор: Наталья СКОЛЬЗНЕВА

Поделитесь с друзьями:

Оставить комментарий

Имя *
Фамилия *
Электронная почта *
Текст комментария
Введите капчу * a83b77f46e03e40a02aabecbf7551599

Действие

Последние новости Курск

20/11/2021 На Театральной площади Курска начали сооружать каток
На Театральной площади начались работы по сооружению катка.

20/11/2021 В Курске проходит форум «Цех»
Он продлится два дня – 20 и 21 ноября. В связи с эпидемиологической обстановкой форум пройдет онлайн.

20/11/2021 В Курске прошел I региональный онлайн-форум «Особое детство. Помогаем вместе»
Мероприятие приурочили к Всероссийскому Дню правовой помощи детям, который в этом году отметили 19 ноября.

20/11/2021 Коронавирус унес жизни еще шести курян
Еще шесть курян скончались от последствий коронавируса. Такие данные на 20 ноября приводит оперштаб.

20/11/2021 За сутки в Курске ковид выявили у 214 человек
В Курской области по результатам ПЦР-тестирования коронавирус подтвердился у 345 человек, из них в столице региона – 214 случаев.

20/11/2021 На «Большой перемене» награды завоевали четверо курских студентов
В Нижнем Новгороде завершается «Большая перемена» для студентов 2-4 курсов колледжей и техникумов. Сразу четыре представителя нашей области завоевали награды.

20/11/2021 В курскую ОКБ закупят оборудование на 100 млн рублей
100 млн рублей потратят на покупку двух высокотехнологичных аппаратов для курской областной клинической больницы. Сообщение об этом появилось в официальном телеграм-канале правительства РФ.

20/11/2021 В Курске 20 ноября порывы ветра могут достигать 22 м/с
ГУ МЧС по Курской области предупреждает горожан о неблагоприятных погодных условиях. Сегодня в областном центре порывы ветра увеличатся и могут достигать 22 мс.

20/11/2021 В Курске пройдет урок этикета
Сегодня, 20 ноября, в Курском литературном музее пройдет тренинг «Этикет в системе ценностей». Проводит занятия научный сотрудник Людмила Сахарова.

19/11/2021 Курские студенты успевают присоединиться к экоквесту «Разделяй с нами»
Всероссийский студенческий экологический квест «Разделяй с нами» среди высших учебных заведений стартовал 25 октября и продлится до 25 февраля 2022 года.

Электронная копия
номеров

Подписка на
электронную версию.

Подписка на PDF версию приложения «Деловой курьер»

Оформить подписку