Все статьи номера (3719)
Власть
- Свет отключат
- Вниманию водителей!
- 1500 курян
- Извещение о созыве двадцать четвертого внеочередного заседания Курского городского Собрания V созыва
Культура
Новости
Актуально
- Этот день в истории
- А лицензия есть?
- Ура, нас зачислили!
- Достучаться до родителей
- На доброе дело
- День донора
- Путевка в жизнь
Происшествия
Здоровье
Спорт
Деловой курьер
- Сообщение о проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка
- Извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границы земельного участка
- Информация о результатах аукциона
- Сообщение об определении победителей торгов
Опрос «ГИ»
Статистика посещений
сайта газеты за сутки:
просмотровпосетителей:
*по данным сервиса http://www.liveinternet.ru/
Главное – чтобы детям нравилось!
Это кредо Владимира Пискурева, сотрудника областной картинной галереи имени Александра Дейнеки, искусствоведа, отдавшего 35 лет жизни приобщению детей к удивительному миру живописи.
И сегодня он – гость «ГИ».
– Владимир Николаевич, в одной статье вы утверждали, что пяти-, шестилетнего ребенка уже можно приводить в художественный музей. Что должны предпринять родители, чтобы это посещение стало событием в жизни малыша?
– Вот уже более 20 лет к нам в галерею приходят дети из 31-го детского сада. Практика показала, что в этом возрасте ребенок готов воспринимать увиденное, размышлять над ним и получать массу эмоциональных впечатлений. Родителям, планирующим познакомить чадо с галереей, нужно попытаться пробудить в маленьком человечке интерес к музею, хотя бы заинтриговать тем, что он пойдет туда, где никогда не был. Можно показать репродукции, но при этом обязательно объяснить разницу между ними и настоящими картинами, подлинниками. Некоторые музейщики рекомендуют приводить ребенка не одного, а с друзьями, чтобы дети могли делиться впечатлениями с равными по развитию собеседниками. Я же придерживаюсь другой точки зрения: — камерность, заложенная в генетической природе музея, требует к себе особого отношения, то есть общения с искусством тет-а-тет. Поэтому в первый раз ребенка лучше привести одного, неспешно походить, поговорить с ним на доступном ему языке.
– Часто внимание детей в музее привлекают не сами картины, а интерьер выставочных залов, диванчики, на которых можно посидеть, скульптуры, сувенирная продукция. Как на это должны реагировать взрослые?
– Как на нормальное поведение детей. Музей — это комплекс, некий универсум, там все служит общему делу — создать максимально благоприятную атмосферу для подлинника, подчеркнуть его художественные достоинства. Картины ведь все равно попадают в поле зрения, так что не надо бояться, что внимание ребенка привлекло что-то иное.
– Вы знакомите детей с понятием художественного образа в живописи?
– Я работаю не только с дошколятами, но и учениками младших классов, пытаюсь донести до них это сложное явление в понятной для них форме. Объясняю ребятам, что Буратино и Дед Мороз – это художественные образы. Точно изобразить предмет или человека еще не значит создать художественный образ, потому что он возникает, когда через изображение передаются мысли и чувства художника. Вспоминаю, как мы с детьми размышляли над «Герникой» Пабло Пикассо, и они соглашались с тем, что ужасы войны, смерти, разрухи можно изобразить именно так. А его известная «Голова лошади» всегда вызывает такой восторг, такую бурю эмоций, такое желание высказаться! Абстрактная живопись имеет полное право на осмысление детским сознанием. Я также показываю детям рисунки раннего Пикассо, совсем еще мальчика, и они удивляются изменениям, произошедшим в творчестве художника.
– Как воспринимают дети живопись Александра Дейнеки?
– Дейнека — это колоссальный пласт нашей изобразительной культуры, это удивительное художественное видение! Он автор не только знаменитых «Обороны Севастополя» и «Футболиста», но и великолепных иллюстраций к детской литературе, которые являются образцом того, как надо понимать и чувствовать детское мышление, как интересно и эмоционально можно говорить с ребятами на изобразительном языке. Его работы «Футболист», «Сухие листья», «Отдыхающие дети», «В оккупации» отличаются своеобразным и характерным только для него пониманием самых разных явлений. А еще Дейнека дает нам право гордиться тем, что он у нас есть, что он родился на нашей земле, и что его знает весь мир. Мы часто говорим о патриотизме, о Родине, о любви к ней. Вот Дейнека — это и есть патриотизм, Родина и любовь к земле нашей курской. Иногда, правда, бывает, что «в своем Отечестве...» , ну да не буду говорить, чтобы никого не обидеть.
– Что такое мультлекторий? Какие еще формы работы с юными посетителями вы используете?
– В 1992 году комитет по культуре Курской области подарил картинной галерее видеодвойку. Мы стали думать, как ее употребить, и придумали мультлекторий. Это программа, направленная на приобщение детей к музею. По структуре она универсальна. Беседы об искусстве в ней соединены с показом мультфильмов. Кстати, замечу, что мультфильм как произведение искусства обладает огромными возможностями для обучения, воспитания, образования. Один только «Ежик в тумане» чего стоит!
Не могу не вспомнить и обожаемые детьми новогодние праздники в галерее. Я с удовольствием в них участвую, хотя всегда играю отрицательные персонажи, но главное, чтобы детям нравилось.
– Галерея находится в тесном здании, предназначавшемся для книжного магазина. Как это сказывается на вашей работе?
– Это особая печаль и совсем не светлая. Вот уже 35 лет меня не покидает чувство обиды, когда я вхожу в выставочный зал галереи. Ну почему, почему, почему мы, куряне, не имеем права на нормальное здание художественного музея?! Так и хочется патетически воскликнуть: «Чем мы хуже других?». С нашей-то коллекцией! Один Дейнека чего стоит! Отсутствие нормальных условий сказывается на работе с детьми, но особенно неловко, когда приезжают гости из других городов, а уж от зарубежных и вовсе не знаешь, куда глаза прятать. Впервые острое чувство стыда за галерею я испытал в далеком 1984 году, когда вел экскурсию для руководителей венгерского комсомола. Я видел их глаза и лица, в которых явно читалось: «Неужели это художественный музей?». Мне показалось, что им жалко меня и что не только я, но и они испытывали неловкость.
У меня в памяти остался камень с надписью «Здесь будет построена картинная галерея». Многие годы и я, и мои коллеги ждем этого. Дождемся ли?
Автор: Наталья СКОЛЬЗНЕВА
Оставить комментарий
Последние новости Курск
20/11/2021 На Театральной площади Курска начали сооружать каток
На Театральной площади начались работы по сооружению катка.
20/11/2021 В Курске проходит форум «Цех»
Он продлится два дня – 20 и 21 ноября. В связи с эпидемиологической обстановкой форум пройдет онлайн.
20/11/2021 В Курске прошел I региональный онлайн-форум «Особое детство. Помогаем вместе»
Мероприятие приурочили к Всероссийскому Дню правовой помощи детям, который в этом году отметили 19 ноября.
20/11/2021 Коронавирус унес жизни еще шести курян
Еще шесть курян скончались от последствий коронавируса. Такие данные на 20 ноября приводит оперштаб.
20/11/2021 За сутки в Курске ковид выявили у 214 человек
В Курской области по результатам ПЦР-тестирования коронавирус подтвердился у 345 человек, из них в столице региона – 214 случаев.
20/11/2021 На «Большой перемене» награды завоевали четверо курских студентов
В Нижнем Новгороде завершается «Большая перемена» для студентов 2-4 курсов колледжей и техникумов. Сразу четыре представителя нашей области завоевали награды.
20/11/2021 В курскую ОКБ закупят оборудование на 100 млн рублей
100 млн рублей потратят на покупку двух высокотехнологичных аппаратов для курской областной клинической больницы. Сообщение об этом появилось в официальном телеграм-канале правительства РФ.
20/11/2021 В Курске 20 ноября порывы ветра могут достигать 22 м/с
ГУ МЧС по Курской области предупреждает горожан о неблагоприятных погодных условиях. Сегодня в областном центре порывы ветра увеличатся и могут достигать 22 мс.
20/11/2021 В Курске пройдет урок этикета
Сегодня, 20 ноября, в Курском литературном музее пройдет тренинг «Этикет в системе ценностей». Проводит занятия научный сотрудник Людмила Сахарова.
19/11/2021 Курские студенты успевают присоединиться к экоквесту «Разделяй с нами»
Всероссийский студенческий экологический квест «Разделяй с нами» среди высших учебных заведений стартовал 25 октября и продлится до 25 февраля 2022 года.