Все статьи номера (3464)
Власть
- Свет отключат
- К сведению автовладельцев
- В Болгарию – автобусом и самолетом
- Каким будет бюджет области
- Есть вопросы? Звоните!
- Кто достоин «Антоновки»?
Культура
- «Нам надо больше любви», – призывают Уильям Голдинг и Курский театр кукол→
- Мюзикл... по-древнегречески
Новости
- Праздник студенты отмечают долго и весело
- Один день с участковым
- Именная стипендия – совсем неплохой стимул
Актуально
- Этот день в истории
- «Под флагом добра»
- Чтобы трагедий на дорогах стало меньше
- Новый порядок регистрации транспортных средств
- Полвека отдала любимому делу
Происшествия
Здоровье
Спорт
Деловой курьер
- Предоставление земельных участков
- Постановление администрации города Курска от 14 ноября 2013 года №3973
- Постановление администрации города Курска от 12 ноября 2013 года №3960
- Постановление администрации города Курска от 14 ноября 2013 года №3984
- Извещение о проведении электронных торгов по продаже имущества должника
- Постановление администрации города Курска от 14 ноября 2013 года №4002
- Постановление администрации города Курска от 14 ноября 2013 года №3982
- Постановление администрации города Курска от 12 ноября 2013 года №3945
- Постановление администрации города Курска от 13 ноября 2013 года №3968
- Постановление администрации города Курска от 11 ноября 2013 года №3910
- Постановление администрации города Курска от 11 ноября 2013 года №3909
- Постановление администрации города Курска от 15 октября 2013 года №3539
- Заключение №1П
- Постановление администрации города Курска от 15 октября 2013 года №3540
- Приказ земельного комитета города Курска от 11 ноября 2013 года № Пр-33-ок
- Постановление администрации города Курска от 15 октября 2013 года №3538
- Сообщение о проведении согласования местоположения границ земельного участка


Статистика посещений
сайта газеты за сутки:
просмотровпосетителей:
*по данным сервиса http://www.liveinternet.ru/
«Нам надо больше любви», – призывают Уильям Голдинг и Курский театр кукол
После летних «каникул» в театре кукол возобновились показы спектакля «Повелитель мух» по роману английского писателя Уильяма Голдинга (премьера его состоялась под занавес сезона минувшего – в мае 2013-го).
Это снова спектакль для взрослых. Опыт постановки подобных работ в театре не нов, и на счету его главного режиссера заслуженного деятеля искусств РФ Валерия Бугаева (в Курске с 1994 г.) их несколько: «Наш Пушкин», «Терем», «Сцены из собачьей жизни», «Король умирает», «Цыганы»… Связь между ними несомненна, прежде всего, философским звучанием и вечными вопросами, которые с самого зарождения разумной жизни на Земле волнуют людей.
Выходит, выбирая ныне «Повелителя мух», столь сложную для восприятия прозу, лишь адаптированную к условностям театра (версия Найджела Уильямса), Курский кукольный и его главреж вновь предприняли рискованную попытку смелого постановочного эксперимента, но продолжающего давно намеченный курс на откровенный разговор со зрителем.
В свое время наделавший шума роман Голдинга на протяжении многих лет регулярно «всплывает» на суд общества все новыми экранизациями и постановками на сценах драматических театров. Вот только в кукольном он еще «не отметился». Что весьма странно, ибо художественная основа исходного материала весьма к этому располагает: есть красоты природы, мистические мотивы, а, главное, возраст героев, не позволяющий взрослым достойно изображать детей, а настоящим детям — ввязываться в перипетии
По словам Бугаева, замысел возник в его голове еще в
Тем более что в романе (и его театральной версии) налицо слагаемые хорошей театральности, легко трансформирующиеся в реальные картины. Есть драматургия, которая рождает характеры; есть характеры, поставленные в предлагаемые обстоятельства; есть сегодняшнее время, лишь слегка видоизменяющее эти обстоятельства, чтобы, сохранив их суть, сделать более понятными современному зрителю. Не случайно в подзаголовке спектакля обозначено: «Robinzonada наших дней».
Сюжет прост: необитаемый остров, затерянный в океане, и приключения детей, занесенных сюда войной. Почти пропустив мимо ушей предупреждающе тревожный посыл вспоминающего начало истории Ральфа, зритель с первых же мизансцен погружается в роскошные красоты «живой» природы и вполне оправданное ликование мальчишек, вдруг получивших свободу от надзора взрослых и сдерживающих начал поведения, принятых в благовоспитанной Англии.
Но очень скоро от этого беззаботного круговорота не остается и следа. И сюжет все более закручивается в тугую петлю совсем не детских взаимоотношений.
Но прежде чем вникнуть в сложившееся противостояние двух главных героев — Ральфа и Джека, есть смысл оценить и хитросплетенную канву спектакля, и выпукло яркий «узор» мизансцен и всего действа в целом. В данном случае «разделить» работу на два направления: это сделано
Зритель, ориентированный поначалу на буквальное восприятие названия — «Повелитель мух» и на их обязательное присутствие, возможно, и первое появление на сцене живых актеров, задрапированных в струящийся джунглевый камуфляж, воспринимает как рой гигантских мечущихся насекомых. Но мгновенно мелькнувшая догадка тут же вытесняется зримо проступившим озарением — это живой океан природы, где
Здесь играет каждая деталь: на глазах зрителей распускаются огромные тропические цветы (а это просто ладони, протянутые к залу), на «обрывы» и «скалы» набегает голубая волна (это замершие фигуры, овеваемые легким пологом), из тесно сгрудившегося круга детей вдруг взвиваются языки огня (виртуозная манипуляция алыми кусками ткани вместо традиционных вентилятора и подсветки, имитирующих костер). И продолжение темы огня:
В светлом овальном проеме на заднике сцены сменяются картины зеленых зарослей и их обитателей — зверей и птиц. Это своеобразное «окно в мир» то служит «провалом» в скалах, то тоннелем, поглощающим жизни несчастных детей и уносящим их души в потустороннюю космическую бездну, то экраном, оживляющим сновидения и страхи. Это тоже «живой» образ, полноправно входящий в спектакль.
В общем то, использование видеоряда, тканевого полога, взаимозаменяющие друг друга куклы и люди — не открытие, это неоднократно применялось в сценической структуре и кукольного, и драматического театра, и сам Бугаев нередко прибегает к этим приемам. Но вот воплощение задачи, поставленной перед актерами: стать одновременно и кукловодами, и реальными живыми героями, и декорациями, и ширмами (непременным атрибутом театра кукольного), — придумка сегодняшнего дня, исполненная с блеском.
Актерам пришлось нелегко: словно многорукий Шива, каждый из них должен был одновременно выступать сразу в нескольких ипостасях, зачастую идущих параллельно: не потеряться в собственном перемещении на сцене (а на площадке весь вечер вся труппа!) и не потерять нить кукольного представления, плавно прерываемого монологами взрослых Ральфа и Джека.
Столь сложная композиционная задача, продуманная режиссером, филигранно разыграна актерами, здесь чувствуется тщательно отрепетированная ансамблевость — и по технологичности исполнения, и по смысловой наполненности всего организма спектакля.
В нем много красочных запоминающихся сцен: общего ликования и веселья, когда герои осознают себя свободными от канонов и светских правил; охоты —
Творческая смелость и
Здесь все актерские работы хороши и зримы. Живыми героями предстают перед зрителем решительный Ральф (Игорь Семяновский), упрямый, самолюбивый, жестокий и любой ценой стремящийся к власти Джек (Вадим Козлов), очаровательный
Противостояние мальчиков из церковного хора с предводителем Джеком и всех остальных, группирующихся вокруг Ральфа, поначалу даже не вызывает тревоги. Ну да, Ральф убеждает, что в критической ситуации надо делать то, чему учили взрослые: строить жилище от дождя, поддерживать огонь, чтобы его заметили с моря и спасли. Джек, напротив, педалируя воинственное «я», призывает охотиться, есть мясо, веселиться и ни о чем не думать. И постепенно все большая пропасть разделяет две горсточки затерянных в мире детей, превращая одних в зверей и возвышая других до святости. (Вот здесь и проявляются религиозные мотивы автора романа — кому поклоняется человек: Богу или Повелителю мух?).
И к этому вопросу, решать который должен каждый сам для себя, нас подводит спектакль — продолжающимся противостоянием грубой силы Джека и духовной — Ральфа. Не только сценами с кукольными героями, но более — монологами их, одинаково выросших, но исповедующих разное представление о моральных ценностях и потому
Эта все более увеличивающаяся пропасть меж ними подчеркивается сценографией — имущественным противопоставлением их нынешних жилищ (и снова — точность образной среды!). Слева на краю сцены — имитация рабочего кабинета, фотография
Скажете — слишком лобовое решение? Отнюдь. Ральф, интеллигентный,
В его внешне спокойной манере изложения, — а он ведь просто сидит за столом! — вся гамма чувств, пережитых на острове: мужество и страх, и слезы на глазах, и уверенность в том, что отец приедет и спасет…
Не все однозначно в образе Джека (артист Александр Титов). И если Ральф являет позицию объективного воспроизведения произошедшего, то Джек сквозь просыпающееся в нем упоение минувшим положением островного вождя все же бессилен в наслаждении властью. Он словно ищет оправдание своего поведения, пытаясь доказать, прежде всего, себе самому, что все случившееся — вынужденное отражение действительных обстоятельств. Отсюда его
Спектакль удался. Бесстрашие экспериментатора вкупе с творческой смелостью дали ошеломительный результат. Немаловажно и то, что работа сделана командой единомышленников. Здесь великолепно музыкальное (заслуженный работник культуры РФ Александр Москаленко) и звуковое (Борис Белов) сопровождение, безупречна игра света (Сергей Ноздрачев), феерически выстроен видеоряд (Сергей Булгаков). Спектакль объемный по исполнительскому составу: 15 человек на сцене плюс обслуживающая группа за кулисами. Сложнейшая сценография: все придумывалось с нуля, изготовлено 22 основные куклы и множество дополнительных, используемых как часть декорации. Спектакль затратный и по вложенным средствам, и по времени работы: от прочтения текста до выхода на публику — около года, только репетиционный процесс занял почти два месяца.
Наконец, спектакль метафоричен и насыщен цепью метаморфоз, что делает его и ярким, и красочным, но при этом несет и некоторое непонимание отдельных моментов. Например, в сцене явления головы убитой свиньи (по Голдингу: «…а вокруг летали ничего не ведающие бабочки…»). Увы, большинство зрителей Голдинга не читало и уж точно не помнит эту крылатую фразу. А вот название «Повелитель мух» на слуху, да и вокруг куска мяса испокон века вьются мухи — вот и появляются вопросы.
Не слишком понятна и сцена сжигания Джеком белого бумажного символа, весь спектакль лежащего на доске «стола». В беседе режиссер разъяснил: это пальма, машинально скрученная героем из листа бумаги в память об острове. (А вот одному зрителю привиделся вертолетик!).
Спектакль, при всей его насыщенности, не держит в бесконечном напряжении: сцены жесткие, трагичные неизменно сменяются иными, успокаивающими расходившееся сердце. За первой же фразой Ральфа, настраивающей зрителя на тревожное ожидание, следуют завораживающие картинки то ли подводного мира (герой ведь вплавь добирается до острова), то ли открывающиеся ему уже на суше красоты незнакомой природы. Едва содрогнувшись от вида ужасной головы свиньи, насаженной на копье, зритель тут же начинает следить за порханием белых мотыльков. Погибает Саймон, а следом — сновидение Ральфа, возвращающее его (и нас!) в благополучный мир детства. Пылающие джунгли — и надежная, спокойная фигура морского капитана, — вот оно, спасение!
Этот прием — ослабление накала чувств на протяжении всего спектакля — благотворен. Не отвлекая зрителя от основной сюжетной линии — превращение человека разумного в зверя — с одной стороны, и умение остаться собой несмотря ни на что, с другой — режиссер предлагает временную передышку, чтобы дать возможность перевести дух и с еще большей силой оценить размеры катастрофы, случившейся в душах этих детей.
И линия чистоты, свежести, правильности акцентов (вот как должно быть в жизни, а не так, как исповедует Джек и ему подобные «охотники») хорошо просматривается на протяжении всего спектакля: от белых бабочек вокруг головы убитой свиньи до маленького мальчика в белой рубашонке (Илья Семяновский), повторившего детскую игру Ральфа с порхающей над ладонью бабочкой…
Образ мальчика, выбежавшего в финале на сцену и доверчиво прижавшегося к
— Действительно, финал открыт, — соглашается Валерий Бугаев. — Пусть зритель сам додумывает. Для меня это символ незамутненной детской чистоты, побеждающей людское зло.
Спектакль сложный по сценографии, но при видимой простоте сюжета оставляет впечатление легкости, зрелищности по форме и глубокого философского содержания по сути. Неслучайно в программку, предлагаемую зрителям, вынесены слова Уильяма Голдинга: «Человечество поражено болезнью… Я ищу эту болезнь и нахожу ее в самом доступном месте — в себе самом…».
Увы, общество и ныне поражено болезнью, высвеченной еще в прошлом веке. Достаточно вглядеться в «детские» фото и видео, периодически выкладываемые в Интернет и являющие собой картинки хладнокровной жестокости в общении с более слабыми. Или посмотреть «битву за золото» в проекте «Остров» на одном из телеканалов. Буквально животные страсти раздирают «команду», казалось бы, культурных и образованных людей, собравшихся (по желанию!) на затерянном в океане клочке земли. Шантаж, подсиживания, угрозы вплоть до преднамеренного обещания физической расправы с конкурентом. Не правда ли, узнаваемая картина, легко соотносимая с «Повелителем мух» и кружащимися вокруг него грешными душами?..
Спектакль адресован взрослому зрителю, студентам, старшеклассникам. Те, кто уже исповедует философию Вельзевула, на него не придут. Те, кто только заражается ее бациллами, к сожалению, могут и насладиться некоторыми излишне педалируемыми свидетельствами торжества зла над добром. Пожалуй, это единственная «зацепка», играющая против спектакля.
Автор: Валентина КУЛАГИНА
Комментарии к статье
Оставить комментарий
Последние новости Курск
20/11/2021 На Театральной площади Курска начали сооружать каток
На Театральной площади начались работы по сооружению катка.
20/11/2021 В Курске проходит форум «Цех»
Он продлится два дня – 20 и 21 ноября. В связи с эпидемиологической обстановкой форум пройдет онлайн.
20/11/2021 В Курске прошел I региональный онлайн-форум «Особое детство. Помогаем вместе»
Мероприятие приурочили к Всероссийскому Дню правовой помощи детям, который в этом году отметили 19 ноября.
20/11/2021 Коронавирус унес жизни еще шести курян
Еще шесть курян скончались от последствий коронавируса. Такие данные на 20 ноября приводит оперштаб.
20/11/2021 За сутки в Курске ковид выявили у 214 человек
В Курской области по результатам ПЦР-тестирования коронавирус подтвердился у 345 человек, из них в столице региона – 214 случаев.
20/11/2021 На «Большой перемене» награды завоевали четверо курских студентов
В Нижнем Новгороде завершается «Большая перемена» для студентов 2-4 курсов колледжей и техникумов. Сразу четыре представителя нашей области завоевали награды.
20/11/2021 В курскую ОКБ закупят оборудование на 100 млн рублей
100 млн рублей потратят на покупку двух высокотехнологичных аппаратов для курской областной клинической больницы. Сообщение об этом появилось в официальном телеграм-канале правительства РФ.
20/11/2021 В Курске 20 ноября порывы ветра могут достигать 22 м/с
ГУ МЧС по Курской области предупреждает горожан о неблагоприятных погодных условиях. Сегодня в областном центре порывы ветра увеличатся и могут достигать 22 мс.
20/11/2021 В Курске пройдет урок этикета
Сегодня, 20 ноября, в Курском литературном музее пройдет тренинг «Этикет в системе ценностей». Проводит занятия научный сотрудник Людмила Сахарова.
19/11/2021 Курские студенты успевают присоединиться к экоквесту «Разделяй с нами»
Всероссийский студенческий экологический квест «Разделяй с нами» среди высших учебных заведений стартовал 25 октября и продлится до 25 февраля 2022 года.
ЦЕЛЕВЫЕ БАЗЫ http://128.fo.ru УЗНАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ!!! ЦЕЛЕВЫЕ БАЗЫ http://128.fo.ru УЗНАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ!!! 18 марта 2017 г.
http://128.fo.ru ЦЕЛЕВЫЕ БАЗЫ http://128.fo.ru УЗНАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ!!!
ЦЕЛЕВЫЕ БАЗЫ http://128.fo.ru УЗНАЙТЕ ПОДРОБНЕЕ!!! http://128.fo.ru